История
Город Азе, основанный еще в эпоху Древнего Рима, превратился со временем в мощную каменную фортификацию, с которой дозорные могли наблюдать за бродом через Эндр. В XII в. замок принадлежал рыцарю Риделю д'Азе, которого за жестокость местные жители прозвали "исчадием ада". Генрих II Плантагенет захватил все его владения, которые затем были возвращены Филиппом-Августом сыну Ридо – Гуго, Тюреннскому рыцарю, верному вассалу короля, который принимал участие в битве при Бувине.
В начале XV в. замок по-видимому принадлежал герцогу Бургундскому. На последнем этапе Столетней войны на дофина Карла здесь напали бургундцы. В отместку в 1418 году будущий король приказал разрушить и сжечь замок и деревню, а 354 человека из гарнизона было убито. После этого есть стали называть Азе-ле-Брюле ("сожженный"). До XVI в. он лежал в руинах.
В 1518 году казначей короля Франциска I Жиль Бертло решил его восстановить. На месте руин старой крепости он планировал построить элегантную загородную резиденцию в ренессансном стиле, столь модном в ту эпоху. Моду ввели Карл VIII и Людовик XI, которые предприняли походы в Италию и были поражены бурным расцветом искусства и культуры на полуострове. Вернувшись во Францию, они привлекали к своему двору многочисленных итальянских художников, которых заставили работать на себя. Долина Луары, которую со времен Карла VII облюбовал двор, стала местом, где эти художники оставили свой неизгладимый след. Итальянское влияние, сказавшееся на архитектуре замка Амбуаз и выразившееся в переделках замка Блуа, вскоре стало распространяться на родовые замки аристократии и особняки богатых буржуа. Отец Жиля Бертло, Мартин, занимал должность интенданта Финансовой палаты при Людовике XI и Карле VIII. Сам Жиль сделал блестящую карьеру и стал советником короля, главой Палаты счетов и правителем города Тур. Его брак с Филиппой Лебаи, владевшей основной частью территории в Азе, дал ему возможность распоряжаться всем поместьем и начать работы по строительству замка.
читать дальшеЛетом 1518 года 120 каменщиков под руководство мэтра Этьена Руссо начали работы по укладке фундамента. Вначале нужно было убрать остатки разрушенной крепости и осушить территорию, чтобы забить сваи, на которых должна была держаться мощная конструкция. Для строительства использовали белый песчаник из долины реки Шер. Камень привозили речным путем до Порт-о-Шалан, возле Валлер, откуда оставшиеся 10 км его везли на телегах.
Замок с его необычной L-образной формой знаменует собой переход от готики к ренессансу, утверждая новую концепцию жилой постройки, которая перестает быть оборонительной крепостью и становится элегантной загородной резиденцией. Сохраняются только отдельные характерные детали готического стиля, как например островерхие аспидные крыши, и некоторые оборонительные элементы, облагороженные духом Возрождения. Своим особым рафинированным изяществом это здание обязано не только мэтру Руссо, скульптору Пьеру Мопуэну и плотнику Жаку Торо, но также супруге благородного сеньора – Филиппе, которая лично руководила работами, что придало всему ансамблю отпечаток изысканной утонченности.
Однако ее мужу не суждено было завершить строительство. Кузена советника обвинили в хищении денег из казны и повесили в Монфоконе. Бертло бежал в свободный город Мец, где через 10 лет умер. Вдова старалась всеми силами сохранить замок за собой, но под тяжестью налогов 1535 году вынуждена была его продать. Можно сказать, что Франциск I фактически конфисковал здание, после чего передал его капитану своей гвардии – Антуану Раффину, который закончил строительные работы.
Впоследствии, когда Франциск I окончательно перенес свою резиденцию в Париж, значение Турени упало. Замой Азе-ле-Ридо перешел в руки семей Коссе де Гоннор, Сен Желе де Лузиньян и де Вассе. В 1603 году построили капеллу, служившую своего рода фамильной усыпальницей для владельцев замка, которые начиная с этого времени постоянно сменяли друг друга.
Новые времена для Азе-ле-Ридо наступили лишь в конце 18 века. В 1791 году, замок был куплен маркизом Шарлем де Бьенкуром.
Его сын, Арман Франсуа принимается за внешние и внутренние реконструкции, которые сыграли решающую роль в изменении облика замка. Именно Арман уничтожил последние признаки архитектуры Средневековья.
В 1845 году, последняя башня, принадлежавшая старинной крепости, была разрушена. Вместо нее Арман приказал построить две башни, которые отныне оттеняют фасадные углы внутри двора и придают замку стилистическую уникальность, которой до этого у замка не было.
Библиотека и большая гостиная были украшены в одно и то же время в стиле эпохи Нового Возрождения. Живописная местность, в свою очередь была превращена в парк, удачно вписавшийся в прекрасными окрестные пейзажи. Южная и западная стороны замка украшены великолепными бассейнами, в спокойных водах которых, как в зеркале отражается великолепный фасад здания.
В 1871 году принц Фридрих-Карл Прусский занял замок, реквизировав его у маркиза Бьенкур, и разместил в нем штаб. Говорят, что 19 февраля того же года во время обеда огромная люстра обрушилась на стол, чуть не убив принца. Фридрих-Карл счел это покушением. Штабные офицеры с трудом уговорили принца не сжигать замок.
В 1899 году, после царствования Наполеона III, последний из маркизов Бьенкуров разорился, и был вынужден продать земли и мебель замка. Государство, в свою очередь, выкупило замок без мебели и с опустошенными землями в 1905 году.
Новые реставрационные работы были возобновлены, начиная с 1907 года. Несмотря на разразившуюся вскоре Первую мировую войну, дело довели до конца .
Новый владелец, М. Арто, в свою очередь продал замок государству за 200 000 франков, после чего он был, наконец, восстановлен, а окружающий парк и берега Эндра обрели свой первозданный вид. В Азе-ле-Ридо был оборудован Музей Ренессанса,существующий и по сегодняшний день.
По замку
Когда подходишь к Азе-ле-Ридо, кажется, что прямоугольное в плане здание с круглыми башенками по углам как будто плывет по реке Эндр. Остров, на котором стоит замок, совсем не виден, и кажется, что стены замка поднимаются прямо из воды.
Обратите внимание на таинственный, покрытый мхом камень на подходе к замку, увенчанный крестом. Знатоки не рекомендуют задерживаться около него после захода солнца.
Снаружи замок окружен угловыми выступающими башнями, связанными между собой в верхней части ложным дозорным поясом, выполняющим роль декоративного орнамента. Конструктивные особенности, традиционные для старинных родовых замков, гармонично сочетаются с декоративными элементами фасадов, явно тяготеющих к стилю итальянского Возрождения.
Изящные пилоны, увенчанные капителями, поддерживающими карнизы; люкарны с фронтонами, украшенными волютами и нимбами в виде раковин, а также симметрия всего ансамбля в целом обнаруживают антикизирующее влияние итальянской архитектуры.
Это наглядно продемонстрировано в парадной лестнице, вход на которую через две соединенные вместе двери, над которыми выступают рельефы саламандры – эмблемы Франциска I, и горностая – эмблемы Клод де Франс. Парадная лестница вдохновлена итальянскими образцами, но она вложена в новую композицию внутреннего пространства и отличается ажурной конструкцией внешних площадок. Три верхних прямых марша лестницы прерываются площадками с парными итальянскими окнами-лоджиями, из которых открывается прекрасный вид на сады. Кессонированные каменные своды лестницы украшены арками со скульптурными изображениями (XIX в.) королей и королев XV и XVI вв. Новизна оформления этой лестницы делает ее одним из замечательных образцов французской ренессансной архитектуры. Благодаря новым художественным веяниям узкая винтовая лестница средневековых сооружений уходит в прошлое. Постепенно замок обретает регулярность в композиции объемов, его фасада "разворачиваются" к природе, к воде, что так характерно для итальянской архитектуры. В эпоху Ренессанса предпочтение отдавалось лестницам с прямыми широкими маршами, лестница, освещенным не бойницами, а широкими проемами, дающими не только лучшую освещенность интерьерам, но открывающими великолепный вид на сады.
Для публики в Азе-ле-Ридо открыто 7 залов. На первом этаже замка находятся Королевские покои, Красная спальня и другие комнаты, включая кухню. На втором этаже расположены Столовая, Бальный зал, Покои Франциска I и Покои Клод де Франс, а также Голубая спальня.
В Голубой спальне обратите внимание на кровать, принадлежавшую маршалу Пьеру Филле де ла Бару, погибшему в 1705 году во время осады Ниццы. Эта кровать под шелковым покрывалом, рашитым яркими цветочными узорами, установлена в Голубой спальне, а в Красной спальне находится другая кровать под балдахином из штофного полотна. Эта кровать находилась ранее в замке Эффиат.
Среди ренессансной мебели, украшавшей залы замка, следует упомянуть кабинет испанской работы и ларь из Покоев Франциска I, декорированный колонками, медальонами, фантастическими животными.
На кухне также находится изящный ларь с двумя резными профилями на переднем плане. Здесь, кроме того, выставлены образцы сервантов, керамической и металлической посуды, решеток, щипцов, разделочных вилок, тазов, кувшинов…
Коллекция гобеленов, хранящихся в замке, включает панно XVI в. под названием "Три Парки", выполненное в Брюсселе и выставленное в Бальном зале вместе с другим гобеленом того же периода с растительным орнаментом. Другие стены этого зала украшены четырьмя большими фламандскими гобеленами XVII в. на библейские сюжеты: Примирение Исава и Иакова, Суд Соломона, Ноев ковчег и Визит царицы Савской к Соломону. Столовая первого этажа украшена фламандским гобеленами XVI в. на сюжеты: Царица Семирамида, Королевский посол и Бальтассаров пир. Гобелены Королевских покоев выполнены по эскизам Симона Вуэ на сюжет "Любовь Ринальдо и Армиды". В Голубой спальне мы можем видеть Венсенский и Версальский замки на двух гобеленах Мануфактуры Лилля и сцены охоты на других гобеленах Мануфактуры Бове.
Музей Ренессанса представляет также множество портретов королей Франции и членов их семей. В их числе – Франциск I, Генрих II, Екатерина Медичи, Франциск II, Карл IX, Генрих III, Маргарита Валуа.
После осмотра замка стоит прогуляться по парку, который разбит таким образом, что со всех его аллей можно свободно обозревать замок. Запруда на реке Эндр, построенная в XIX в., позволила превратить рвы в настоящее озеро.
У меня на дневнике есть ссылка на роман "Бог, король и дамы!", где как раз освещаются эти события.
Я вообще интересуюсь Францией,и историей франйузских замков,в частности.