ИСТОРИЯПостроенный на скалистом высоком берегу Лураы замок Амбуаз возвышается над городом. Эта старинная средневековая крепость сохранила с тех времен только лишь стены, который окружают современный замок.
Владение Амбуаз было закреплено за французской короной в 1431 году Карлом VII, который приказал провести там кое-какие работы. К сожалению, информация о предыдущих строительствах в те времена, практически не дошла до наших времен.
Несколькими годами позднее, в Амбуазе родился Карл VIII. С самого начала своего правления, в 1491 году, он начинает проводить значительные изменения феодальной крепости. Работы будут проходить непрерывно, в течение шести лет.
Замок с тех пор стал разделяться на три двора: главный двор, где были построены Королевский Дом с северной стороны и Дом Добродетелей с южной стороны (такое название было дано зданию после изображения основных христианских добродетелей в виде статуй с фасадной стороны); задний двор на юге и третий двор на западе.
К сожалению, сегодня из всего этого ансамбля сохранился только Королевский Дом, фасад которого выходит на Луару, часовня Святого Юбера и две башни – Минимская и башня Гюрто. Замок Амбуаз можно отнести к готическому сооружению: в соответствии со средневековой эстетикой, орнаментация Королевского Дома концентрируется в основном на карнизах и слуховых окнах.
Наряду с этим, хитроумные планировки были осуществлены и в башнях Гюрто и Минимской, которые являются любопытным архитектурным новшеством - круглые винтовые башни, в которых нет ступенек,- это было сделано для того, чтобы по ним могли взбираться кавалеристы или легкие упряжки. Но самой прекрасной частью замка, несомненно, является часовня Святого Юбера, каменные узоры которой часто сравнивают с кружевами. Эти украшения напоминают фламандские заалтарные картины.
Берег, на котором возвышается замок, был укреплен еще в галло-романской эпохе. С самых давних пор, через реку был перекинут мост, и военная значимость Амбуаза сразу же возросла.
читать дальше
В XI веке, на отроге было две крепости, также еще одна находилась в городе, все три вели между собой непрерывную борьбу. Графы Амбуаз одержали верх, и владения останутся у этой семьи вплоть до конфискации их Карлом VII.
Людовик XI сделал из замка Амбуаз резиденцию королевы, Шарлоты Савойской. Именно здесь родился дофин, будущий правитель Карл VIII. Ему было всего 13 лет, когда он пришел к власти. Девять лет спустя, в 1492 году, он начал проводить строительные работы в замке Амбуаз.
Молодой, пылкий, Карл VIII хотел, чтобы все делалось быстро. Над замком трудились, не покладая рук – работали ночью при свете факелов, а зимой даже нагревали камни, для того, чтобы их обрабатывать. Понемногу возник один из самых больших и самых красивых королевских домов, одновременно дворец и крепость.
Карл VIII имел страсть ко всему пышному. По прибытии из Италии, в 1496 году, он привез в Амбуаз многочисленные трофеи, которые включали в себя мебель, картины, ткани, различную посуду. Карл VIII был очарован итальянскими садами: «Мне кажется, - писал он, - что в садах не хватает только Адама и Евы, которые бы сделали из них настоящий земной рай». Король приказал разбить на террасах Амбуаза декоративный сад.
7 апреля 1498 года, Карл VIII отправился на поиски королевы, для того, чтобы позвать ее на партию игры в мяч. Они должны были пройти через галерею, дверь которой была очень низкой. Карл VIII, не смотря на свой маленький рост, ударился об нее лбом. Смерть наступила через несколько часов.
Франциск Ангулемский, будущий правитель Франциск I, был в возрасте 6 лет, когда он со своей мамой Луизой Савойской и сестрой Маргаритой, в последствии знаменитой и просвещенной Маргаритой Наваррской, прибыл в Амбуаз, их новую резиденцию.
Молодой Франциск получил в замке полное духовное, спортивное и военное образование. Он будет жить в этом замке первые три года своего правления. Именно в те года, Амбуаз представал перед всеми в своем самом пышном блеске.
Жизнь королевского двора была хорошо организована и приобщена к культуре. Великолепные праздники сменялись балами, турнирами, маскарадами, сражениями диких животных.
Франциск II закончил работы над крылом замка, начатые Людовиком XII. Увлеченный искусством, он пригласил в Амбуаз великого Леонардо да Винчи, который провел там последние годы своей жизни и там же будет похоронен.
Стоит также упомянуть и об известном заговоре в Амбуазе, который оставил на замке кровавый отпечаток. Протестантский дворянин Ля Реноди, объединил в Бретани протестантов, который должны были отправиться в Блуа небольшими группами.
Они просили у короля права на осуществление своих богослужений, и без сомнения пытались подчинить себе Гизов, настойчивых противников гугенотов. Но заговор был раскрыт. Придворные покинули Блуа, который больше не был защищен и укрылись в замке Амбуаз.
Заговорщики были повешены на большом балконе замка, на зубцах стен или же были брошены в Луару в мешках. Дворяне были обезглавлены и четвертованы. В истории утверждается, что Катерина Медичи, Франциск II и его молодая жена Мария Стюарт, пришли после обеда посмотреть на последние гримасы повешенных или как отваливаются головы, несмотря на зловония, которые исходили от всех этих трупов.
Печально знаменитый заговор в Амбуазе был жестоко подавлен, и три года спустя 19 мая 1563 года было заключен договор между королевой матерью Екатериной Медичи и принцем Конде, положивший конец первому всплеску религиозных распрей и провозгласивший свободу вероисповедания в угоду высшей аристократии.
Не смотря на то,что Амбуаз вошел в историю этими печальными эпизодами,всемирную славу замку принес еще и итальянский гений Леонардо да Винчи, который провел здесь три последних года своей жизни. Его пригласил в Амбуаз король Франциск I. Он подарил небогато жившему Леонардо очень уютный замок Кло-Люсе в километре от своей резиденции и ежемесячно выплачивал ему солидное денежное пособие. Кроме того, Франциск купил у Леонардо три его шедевра, которые художник привез с собой из Италии (в том числе и знаменитую Мону Лизу). По специальному подземному ходу, соединявшему замки Амбуаз и Кло-Люсе, король любил захаживать к Леонардо в гости и беседовать с ним об искусстве. Леонардо был благодарным человеком и предложил своему другу-королю построить вертолеты, раздвижные мосты, танки, подводные лодки, пулеметы, планеры. "Франциск, с этими машинами ты завоюешь мир!" - горячился Леонардо. Но король только смеялся. При всем уважении к итальянскому гению он не верил, что все это будет работать.
Действующие модели по чертежам Леонардо были построены лишь в нашем веке, и сегодня их можно посмотреть в Кло-Люсе.
Леонардо да Винчи умер на руках у короля и был похоронен в Амбуазе. Туристы толпами приходят в часовню Сен-Юбер и фотографируют надгробную плиту с именем великого художника. На самом деле могила Леонардо находилась в другой часовне (ныне полностью разрушенной). Сейчас на этом месте стоит памятник гениальному итальянцу.
После этих ужасных событий замок Амбуаз утрачивает свое значение королевской резиденции, не смотря на то, что здесь неоднократно останавливался Людовик XIII, для того, чтобы поохотиться в лесах.
В 1627 году замок был присоединен к владениям Гастона Орлеанского, а в 1660 году возвращен французской Короне. На самом деле замок находился в ужаснейшем состоянии и абсолютно не был пригоден для жилья.
В 1762 году герцог Шуазёль приобрел замок, поместье и окрестности Амбуаза, а в 1786 году его наследники продали все это герцогу де Пентьевр. Этот принц, внук Людовика XIV, был самым богатым вельможей тех времен, он владел более чем двадцатью замками и поместьями. В предреволюционные годы, герцог начал работы по реконструкции старых и строительству новых помещений в своей резиденции, которая с 1787 года стала центром герцогства-пэрства.
Во время Революции замок был конфискован и значительно пострадал от грабежей. Здесь была устроена казарма и даже оборудована пуговичная фабрика. И все-таки позднее, в эпоху Первой Империи, Амбуаз претерпел наибольшие изменения и потери по вине господина Роже-Дюко, родственника Наполеона, который, получив замок в дар от Сената Орлеана, но не имея средств его содержать, не нашел лучшего решения, как сравнять его с землей.
В 1815 году часть резиденции была восстановлена вдовствующей герцогиней Орлеанской, которая привела в порядок угодья и возродила замок.
Долгое время, замок Амбуаз представлял собой королевскую тюрьму.
С 1974 года, с года своего основания, Фонд Св. Людовика поддерживает замок в сохранности и проводит реставрационные работы. Внутренние сады, содержащиеся в прекрасном состоянии, придают замку дополнительное очарование и более чем когда-либо, оправдывают название, данное Турени - "Сад Франции".
Сегодня посетитель видит всего лишь пятую часть того, что осталось от замка Амбуаз. Он может только представлять себе его истинную протяженность, гуляя по его территории.
ПО ЗАМКУ
ЦЕРКОВЬ СЭН-ЮБЕР
в Амбуазе внутри ЦЕРКВИ СЭН-ЮБЕР для удобства монархов в трансепте установлено два камина. Слева расположена мемориальная доска, напоминающая о том что здесь похоронен Леонардо да Винчи. Архитектура и скульптура в стиле пламенеющей готики (лепные переплетенные украшения из белого песчаника) отражают расцвет средневекового искусства в этом памятнике архитектуры, построенном в 14% году. Витражи в современном стиле Макса Ингранда вдохновлены деяниями и эпохой короля Сэн-Луи.
Снаружи ни фасаде горельеф иллюстрирует легенды Сэн-Убер, Сэн-Кристоф и Сэн-Ансельн (смотря справа налево). Перспектива и детали выполнены в повествовательном стиле художников северной школы (Фландры и Арденны) из трех блоков белого песчаника. На скате XIX века представлены в позе молитвы Анна Бретонская и Шарль VIII, которые поселились в Амбуаз через несколько недель после свадьбы в замке Ланже 6 декабря 1491 года. Часовня была изначально совмещена с резиденцией королевы, которая называлась «Семь Добродетелей» (теперь южная терраса).
По направлению к замку проходит линия север - юг бывшей галереи Хюглебак, где по словам Филиппа де Коммин 7 апреля 1498 года произошел роковой несчастный случай Шарля VIII. «входя король ударился лбом о калитку». После его бесславной кончины вдова Анна Графиня Бретонская выходит замуж за нового монарха Людовика XII.
ЗАЛ ОХРАНЫ
По традиции церковных архитекторов пять пролетов расположены на одной линии с пресечением стрелок свода - две арки формируют прямой угол. Готический сундук, скамья и буфет, украшенные резьбой, изготовлены мастерами столярных дел, которые изготавливали мебель из дуба в XV и XVI веках.
ВНУТРЕННИЙ ДВОР ОХРАНЫ
Открывается на Луару в качестве удвоения первого зала. Этот пост обеспечивает непосредственную связь между замком и мостовой или ввозной заставой. На стене находится описание Ж-А дю Серсо о разрушениях для продажи камней, которые были произведены по приказу Сенатора Роже Дюкро при Первой Империи.
ЗАЛ ДВОРЯНСКОЙ ОХРАНЫ
С пролетами, сходящимися к центральной колонне, называемой готической пальмой или лучистым сводом. Одни миланские доспехи XVI века с украшениями и гербами и одна кольчуга.
ЗАЛ БАРАБАНЩИКОВ
Вы поднимаетесь к ЗАЛУ БАРАБАНЩИКОВ, название которого связано с музыкантами, которые играли в те времена на трибуне. Глиняный пол, украшенный цветами лотоса, сочетается с фламандскими коврами XVI века на стенах - дань уважения Александру Великому. В XV веке зал используется в зависимости от расположения мебели: спальня или гардероб со столом в стиле Ренессанса.
ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ
С двумя нефами с готическими сводами представляет собой политический центр королевства Шарля VIII. Колонны и колпак над очагом, отреставрированные в XIX веке, украшены цветами лотоса Франции и хвостами горностая Братании. Другой камин выполнен в стиле Ренессанса, на колпаке расположен мраморный медальон с изображением профиля Александра Великого. Большие роскошные кафедры со спинкой или с ажурным балдахином выполнены в готическом стиле, украшены аркадами и складками.
Коллекция фонда Сэн-Луи представляет здесь портрет Сына Франции (Людовика XIII, или Людовика XIV,) школы Филиппа де Шампень, а также портрет короля Генриха IV художника Пурбюс (XVII век).
ЗАЛ ЭШАНСОНА
или служителя, подающего напитки королю. Буфет или сервант (сундук с дверцами на ножках), шкаф с двумя дверцами и раскладными столами с блюдами и кувшинами для завтраков, обедов и ужинов короля. Другое произведение XVI века: резной сундук с плюской крышкой из орехового дерева с позолотой. Гобелены Обюссон XVII века, исполненные по рисункам художника Ле Бран, вдохновленные античными и библейскими сюжетами:
- Семья Дариус отдает почтение Александру Великому
- Банкет королевы Эстер
- Триумф Мардоше
- Победа после сна Константина.
СПАЛЬНЯ ГЕНРИХА II
оформлена в стиле итальянского Ренессанса: кровать с четырьмя колоннами с каннелюрами, капитель и карниз изготовлены по модели античных рисунков, удобных пропорций (2м / 1м80см). Стулья с прямой резной спинкой, в XVI веке здесь стоял еще деревянный сундук для личных вещей короля. Первые кресла с ручками и украшениями, Сундук с ветвевидным орнаментом показывает влияние меридиональных школ изготовителей французской мебели. На стенах развешены два гобелена из Фландр: крестьянская сцена, вышитая в XVI веке в Турналь, Охота на оленя из брюссельских мастерских Брабант XVII века.
ФРАНЦИСКАНСКИЙ ПРОХОД
На мраморном каминном колпаке XVI века цветы лотоса Франции соединены францисканской горностаевой тесьмой из Бретани, символизируя присоединение герцогства к королевству в 1532 году при Франсуа I. На деревянном кессоне вырезана королевская саламандра. Вокруг герба, объединяющего два рода, Колье ордена Сэн-Мишель, учрежденного Людовиком XI в замке Амбуаз в 1469 году.
Вы поднимаетесь на следующий этаж, где проживал Франсуа I в XVI веке. Два недавно отреставрированных зала напоминают сегодня жизнь и окружение Луи-Филипппа начиная с 1815 года.
СПАЛЬНЯ обставлена мебелью разных стилей:
«Первая Империя» с позолоченным бронзовым орнаментом на кровати «Рокамье» (широкой стороной к стене), секретер, столик с четырьмя ножками и деревянный комод, покрытый муаровым окажу (белое кубинское дерево).
«Луи-Филипп» для узкого столика из красного дерева с ящиками и стульев с ажурными перекладинами. Семья Орлеан обращается к художникам из многих европейских стран: портреты Госпожи Аделаиды, сестры короля - Курт; портрет принца Жуанвильского и его супруги принцессы Бразилии - Винтерхальтер.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН
, в котором расположен рояль, покрытый палисандром из Рио и украшенный Эрардом в XIX веке. Секретер и стол с четырьмя стульями со спинками из красного дерева, отмеченные клеймом Жаков.
Луи-Филипп и близкие: официальный портрет короля Франции со символами Основного закона 1830 года - Вальтерхальтер. Портрет Королевы Марии-Амелии, Герцога Омаль и Герцога де Монпансье - Херсент.
Портрет Луи-Филиппа-Жозефа д'Орлеан «Равенство» французской школы XIX века.
С КРЫШИ КАВАЛЕРИЙСКОЙ БАШНИ
Вы увидите фасад резиденции Шарля VIII в стиле пламенеющей готики, обращенный в сторону Луара. Балкон из кованого железа на третьем этаже напоминает нам об Амбуазском заговоре. 27 и 29 марта 1560 года восстание протестантов было подавленно родом Гиз, защитником Валуа (Франсуа II, Мария Стюарт и Катерина де Медичи). Реформисты не выдали подозреваемого в организации заговора принца де Конде и были приговорены к смертной казни через повешение или обезглавливание. Казнь была приведена в исполнение в самом замке.
После заговора в Амбуаз в королевстве началась братоубийственная война, залившая всю страну кровью в Ночь Сен-Бартоломея в 1598 году. Король гарантирует мир и предоставляет реформистам свободу культа Нантским эдиктом в 1598 году.
В завершение осмотра вы поднимаетесь на последний этаж кавалерийской башни по кирпичной лестнице, которая обходит пять раз винтовую опору. Центральная часть из тесанных камней выходит наружу. Диаметр двадцать метров и высота 40 метров башни Миним (у подножия башни расположена часовня) позволяла доступ конвоев из города к утесу начиная с конца XV века.
С другой стороны сада у южной стены Вы найдете выход из Королевского Замка Амбуаз через башню Илерто, которая похожа на башню Миним, но построена в XVI веке.