История
История замка Лош тесно связана с историей Франции.Упоминание о Лош появляется в истории в середине V века в связи с постройкой церкви в селе Люкка, епископом Евстахием из Тура, но лишь спустя пять столетий на вершине неприступного утеса появилась деревянная постройка с первой боевой башней. Так началась история крепости, бывшей и защитницей местного селения, но постоянной головной болью крестьян, вынужденных обслуживать жестких правителей. Эта башня служила для защиты прилегающего к ней селения и была связана с ним подземными переходами, проложенными в скалах. Владение первоначально принадлежало Фульку Рыжему, графу Анжуйскому, а каменную крепость построил его преемник Фульк III Нерра ("Черный"), герцог Анжуйский. Фульк Нерра, ставший графом в возрасте 17 лет, вошел в историю Франции как завоеватель, проводивший всю свою жизнь в войнах со своими соседями – графами де Блуа. Личность Фулька Нерра является очень яркой для свое эпохи. Он рано познал власть, получив титул графа всего в 17 лет. И уже с этого юного возраста на его плечи легла огромная ответственность. Неудивительно, что Нерра вошел в историю как неутомимый завоеватель. Практически всю жизнь он провел в войнах и боевых походах, постепенно расширяя свои владения, за счет соседей - графов де Блуа.
читать дальшеБлагодаря неуживчивым соседям Нерра стал невероятно жесток, но влияние отца вселили в графа не менее фанатичную религиозность и набожность. Он три раза совершал паломничество в Иерусалим, чтобы искупить свои грехи. Правда, нужно отметить, что, возвращаясь домой, совершал еще больше тяжелых поступков. Это тем более удивительно, если учесть, что отец Нерра был диаметральной противоположностью. Не даром того звали Фульк Добрый. Жоффруа Гризгонель Анжуйский был образованный, просвещенный человек, обладающий большим авторитетом. Таким, что мог высказывать собственное мнение прямо в лицо королю. Легенды гласят, что как-то Фульк Добрый объявил Людовику V: "Невежественный король - не что иное, как осел, надевший корону". Чтобы понять смелость такого поступка, стоит вспомнить, как дешево в те времена стоила жизнь любого поданного.
Нерра был человеком деятельным, и между войнами и походами он успел построить около десятка неприступных замков-крепостей, окончательно закрепляя за собой права на отвоеванные земли. Беспрестанные споры, в которых постоянно сталкивались между собой графы де Блуа с графами Анжу, начиная с X века, изначально возникли из-за быстрого развития замка Лош, который отныне играл решающую роль в этой битве за власть.
В Лоше был построен донжон между 1005 и 1070 гг. По сторонам его размеры составляли 25 х 15 м, высота превосходила 38 м, а толщина стен колебалась между 2-3 м. Стены были прорезаны бойницами и увенчаны машикулями, через которые бросали метательные снаряды на осаждавших крепость врагов. Внутри на трех этажах расположены камины, стояки которых видны на крыше.
Нерра умер в 1040 году и был похоронен в Лоше. Его преемнику, Жоффруа Мартель д'Анжу, удалось разгромить графов де Блуа в Сен-Мартен-ле-Бо. Таким образом, графы Анжуйские могли спокойно обустраиваться в замке Лош, где они построили другие защитные сооружения с южной стороны. Они оставались хозяевами прилегающих поместий, до тех пор пока последний из рода не женился на дочери короля Англии. Появившийся наследник, Генрих II Плантагенет так же был избран королем Англии в 1154 году, но это не принесло замку Лош ничего хорошего.
Новый английский король вступил в войну с Филиппом-Августом, королем Франции. Результатом этого противостояния стало то, что большинство владений Плантагенетов перешли под власть французской монархии.
После смерти Генриха II, его сын - Ричард Львиное Сердце, по возвращении из крестового похода, был взят в плен в Австрии.
Филипп Август начинает строить козни с Жаном Безземельным, братом Ричарда, и забирает себе замок Лош. Как только неудержимый Ричард Львиное Сердце был освобожден, он сразу же решил разобраться с этим: замок был взят приступом за три часа. Эта военная операция, практически невозможная, долгое время была предметом обсуждения в исторических летописях.
Спустя десять лет, в 1205 году, Филипп Август отыгрывается, но с меньшим блеском: осада длится один год. Лош отныне является государственной тюрьмой и короли прилагают все усилия для того, чтобы сделать ее неприступной.
Именно здесь в июне 1429 года после штурма Орлеана, Жанна д'Арк встретилась с дофином Карлом и ей удалось убедить его короноваться на французский престол.
В последствии Лош не покидал французской короны. Населенный пункт и сам замок находились в руках Валуа, даже в самые тяжелые времена Столетней войны. Дофин Карл (будущий правитель Карл VII), сделал замок одной из своих самых любимых резиденций. Он продолжал обустраивать в замке обитель, начатую без сомнения под руководством Карла V.
В XV веке, улыбка оживила мрачную историю замка. В башне этого крыла замка Карл VII поселил Аньес Сорель, прекрасную благородную даму, которая в 1444 году стала первой официальной фавориткой короля Франции.
Она была известна под именем "Прекрасной дамы" не только благодаря красивой внешности, но и потому, что король подарил ей домен Боте-ан-Шампань (от фр. beaute – красота). Аньес было только 20 лет, когда сорокалетний король влюбился в нее. Ее интересовали государственные дела, она очень любила роскошь, и король часто дарил ей драгоценности и редкие безделушки с Востока. Будучи девушкой набожной, Аньес оказывала всяческие благодеяния церкви Нотр-Дам-де-Лош (Eglise Norte-Dame de Loches), известной сегодня как церковь Сен-Урс (Eglise St-Ours).
Аньес умерла в 1450 году в возрасте 28 лет, по-видимому, от последствия тяжелой беременности. Однако, был слух, что ее отравил будущий король Людовик XI, домогательства которого она отвергла, уехав из Шинона в Лош. Она желала быть похороненной любимой церкви, которой она завещала 2 000 золотых экю. Когда на трон взошел Людовик XI, монахи попытались было добиться у него разрешения перенести останки этой "грешницы" в замок, ссылаясь на то, что она не может оставаться в столь святом месте. Однако, угроза забрать все завещанные монастырю дары Аньес заставила церковников немедленно отказаться от своих требований, и останки Аньес оставались там до Революции. Во время Революции церковь Нотр-Дам разрушили, а могилу Аньес Сорель осквернили. Позднее прах перенесли в замок.
Здесь есть дополнительные сведения об этой примечательной даме.
На протяжении XV века, по распоряжению королей Франции, Старый жилой корпус был дополнен новыми жилыми постройками, Новой башней и караульной башней Мартелло.
Королевские апартаменты тогда включали одну башню и одну крепостную стену XIII века, ансамбль строений со сторожевой башней XIV века и охотничий павильон XV века, ведущий к воротам Корделье (францисканцев) и к башне Сен-Антуан.
В заново построенном крыле находится капелла Анны Бретонской, сначала жены Карла VIII, затем Людовика XII.
Эту несчастную королеву с ранней молодости преследовали великие горести. К 23 годам она потеряла своих родителей, мужа и четырех детей. Она полюбила уединяться для молитв в небольшой комнате, построенной в Лоше по ее распоряжению. Стены комнаты украшали скульптурные изображения серебряного бретонского горностая на голубом фоне. В одном из углов комнаты находился алтарь, в другом – камин.
Во время Революции восставшие проникли в замок, разрушили Старый жилой корпус, капеллу Анны, тюрьмы и церковь Нотр-Дам. Приняв могилу Аньес Сорель за могилу святой, они осквернили ее, сбросили статую. Позднее останки Аньес были перенесены в замок, и ее гробница находится в настоящее время в одном из залов Старого корпуса. "Прекрасная дама", которую мы видим сегодня, является копией с алебастрового оригинала. Она изображена со сложенными в молитве руками, со склоненными к ее изголовью двумя ангелами и двумя ягнятами в ногах.
Замок Лош служил также тюрьмой, и многие знатные лица томились в ее камерах, начиная с XV века. Кардинал де ла Балю, который принимал участие в заговоре против Карла XI и передал его в руки Карла Смелого, был заключен в 1469 году в круглую башню. Рассказывают, что по иронии судьбы кардинал был заключен в одну из тех камер, которые он сам же и изобрел. Из-за их небольших размеров (1,50 х 1,75 м) камеры-клетки называли "девочками". Ночью клетка подвешивалась на несколько метров над полом, чтобы предотвратить любую попытку к бегству.
Филипп де Коммен, знаменитый историк, был также пленником Лоша. Он предал Людовика XI, встав на сторону группы заговорщиков, враждебных королю. Переведенный впоследствии в Париж, он был помилован королем.
В башне Мартелло содержался Лодовико Сфорца, называемый Моро, герцог Миланский. Этот блестящий утонченный литератор и меценат был захвачен в плен в битва при Новаре и после кратковременного пребывания в Бурже был переведен в Лош. В знак уважения к его знатному роду Людовик XII предоставил ему некоторые "удобства", такте, например, как общество шута и магистров, а также возможность иметь мебель и камин. Моро сам расписал стены и вытянутый свод своей камеры, украсив его изображением геральдического шлема, змей и звезда, а также сделал несколько надписей. Одна из них: "Тот, кто не доволен".
Лодовико Сфорца находился в заточении в этой камере восемь лет, до 1508 года, и говорят, что, едва получив свободу, он мгновенно умер, ослепленный сиянием солнца.
Древние легенды рассказывают также о большом количестве комнат и пещер под замком, где когда-то добывали горную породу. И что будто бы в свое время владелец замка Понбрийан, желая обследовать подземные помещения, приказал вскрыть несколько старинных замурованных дверей. Пройдя через множество подземных галерей, прорытых в самой сердцевине скалы, владелец достиг последнего портала, за которым находился комната, скрывавшая человека высокого роста, в сидячей позе, обхватившего руками голову. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это был труп, превратившийся с мумию, благодаря сухому воздуху тюремной камеры. Ветер, ворвавшийся с наружи, моментально обратил его в прах. Здесь же находился небольшой сундучок, в котором лежала аккуратно сложенная одежда. По мнению некоторых экспертов, данный эпизод – не вымысел, а реальное событие, так как кости этого таинственного пленника долгое время хранились в церкви Нотр-Дам-де-Лош.
Подъем придворной и светской жизни в Лоше длился недолго. Превращенный в тюрьму замок стал монументом и был сильно разрушен в 1790 году революционными гражданами города.
По замку
Войти в замок можно через Королевские ворота (Porte Royale, XI век), к которым ведет rue de la Porte. В Королевских воротах, мощном бастионе с двумя башнями XIII века, размещен музей местного пейзажиста XIX века Эммануэль Ленсье (Emmanuel Lansyer) (1835-1893). Реставрирована его мастерская, в которой экспонируются картины живописца и собранная им коллекция восточного искусства.
Справа и слева от них башни XIII века. Самая старая постройка – донжон (1035 год), защищает южную оконечность скалы. Донжон стоит на холме у берега Эндра, окруженный мощными стенами, увеличенными и переделанными в XII-XIII веках. Высота донжона достигает 37 метров, план вытянутый, прямоугольный. К одной из его сторон примыкает башня меньших размеров, и в ней размещается лестница. Вертикальные тяги членят стены, сложенные из массивных квадратов камня. Углы подпирают конусообразные контрфорсы. Три яруса внутри донжона давно рухнули, но основные членения еще хорошо видны. Прослеживаются и остатки каминов, ниш для хранения припасов. В нижнем ярусе находились склад и колодец.
Вход в донжон располагался на высоте трех метров от земли, в узкой башенке с амбразурами. Видимо, раньше существовала специальная приставная лестница, облегчавшая проход внутрь. Каменная винтовая лестница со 150 ступенями ведет наверх, откуда можно обозреть всю крепость. И тогда становится ясно, что стены, тянущиеся более чем на два километра, заключают целый город – с оборонными укреплениями, улицами, домами, дворцом и церковью. Тюрьма Карла VII, а затем Людовика XI находилась в двух башнях – круглой Тур-Ронд и Тур-Мартелет. На Тур-Ронд надпись: "Входите, господа, к королю, нашему властелину".
В подземельях сохранилась камера пыток, оборудованная при Карле VII в XV веке. В ней хранятся кандалы, с помощью которых крепились лодыжки пленников при четвертовании.
Можно осмотреть и копию знаменитой клетки Людовика XI, в которой провел 11 лет епископ Балю.
В северной части замка находятся Королевские апартаменты (Logis Royal, XV-XVI вв.).
"Старый" дворец, построенный в XIV веке, имеет в основе своей четыре укрепленные башни. Одна из них, самая большая, носит имя "Прекрасная Аньес" и посвящена памяти королевской фаворитки.
В башне находилось с 1809 по 1970 года мраморное надгробие этой столь прославленной дамы позднего средневековья. "Новый" дворец, продолжая "старый", строится уже во вкусе следующего времени, переходным к Ренессансу и отчасти напоминающим стиль "Крыла Людовика XII" в Блуа.
Во дворцах хранится несколько незаурядных памятников изобразительного искусства. Один из них – надгробие Аньес Сорель – установлено в северном крыле, построенном для Карла VIII и Анны Бретонской.
На мраморной плите покоится изваянная из мрамора фигура усопшей с молитвенно сложенными руками. У ее головы и ног – по два ангела, которые должны вознести Сорель на небо. Ангелы напоминают – по созвучию в произношении – и об имени умершей. Так же как и ягнята в ее ногах: по-латыни "ягненок" звучит как "агнус". Особенно выразительно лицо статуи, полное благородного величия. Это надгробие, возможно, работа скульптора Жака Мореля, исполненная в середине XV века.
Отметим, что некоторые части памятника реставрированы, так как восставшие в конце XVIII века революционеры сильно повредили надгробие.
На стенах одного из помещений "нового" дворца висит триптих, представляющий "шествие на Голгофу", "Распятие" и "Снятие с креста".
Насыщенные, словно эмалевые краски светятся, как драгоценности: все детали тонко очерчены. Триптих является произведением мастера, вышедшего из мастерской Жана Фуке (имя его неизвестно) и типичен для французского искусства XV века. Об Аньес Сорель напоминает копия диптиха (оригинал находится в Антверпене), исполненного Фуке, где для Мадонны позировала фаворитка Карла VIII.
С террасы замка открывается вид на город и долину реки Эндр.
Замок Лош-королевская тюрьма
История
История замка Лош тесно связана с историей Франции.Упоминание о Лош появляется в истории в середине V века в связи с постройкой церкви в селе Люкка, епископом Евстахием из Тура, но лишь спустя пять столетий на вершине неприступного утеса появилась деревянная постройка с первой боевой башней. Так началась история крепости, бывшей и защитницей местного селения, но постоянной головной болью крестьян, вынужденных обслуживать жестких правителей. Эта башня служила для защиты прилегающего к ней селения и была связана с ним подземными переходами, проложенными в скалах. Владение первоначально принадлежало Фульку Рыжему, графу Анжуйскому, а каменную крепость построил его преемник Фульк III Нерра ("Черный"), герцог Анжуйский. Фульк Нерра, ставший графом в возрасте 17 лет, вошел в историю Франции как завоеватель, проводивший всю свою жизнь в войнах со своими соседями – графами де Блуа. Личность Фулька Нерра является очень яркой для свое эпохи. Он рано познал власть, получив титул графа всего в 17 лет. И уже с этого юного возраста на его плечи легла огромная ответственность. Неудивительно, что Нерра вошел в историю как неутомимый завоеватель. Практически всю жизнь он провел в войнах и боевых походах, постепенно расширяя свои владения, за счет соседей - графов де Блуа.
читать дальше
История замка Лош тесно связана с историей Франции.Упоминание о Лош появляется в истории в середине V века в связи с постройкой церкви в селе Люкка, епископом Евстахием из Тура, но лишь спустя пять столетий на вершине неприступного утеса появилась деревянная постройка с первой боевой башней. Так началась история крепости, бывшей и защитницей местного селения, но постоянной головной болью крестьян, вынужденных обслуживать жестких правителей. Эта башня служила для защиты прилегающего к ней селения и была связана с ним подземными переходами, проложенными в скалах. Владение первоначально принадлежало Фульку Рыжему, графу Анжуйскому, а каменную крепость построил его преемник Фульк III Нерра ("Черный"), герцог Анжуйский. Фульк Нерра, ставший графом в возрасте 17 лет, вошел в историю Франции как завоеватель, проводивший всю свою жизнь в войнах со своими соседями – графами де Блуа. Личность Фулька Нерра является очень яркой для свое эпохи. Он рано познал власть, получив титул графа всего в 17 лет. И уже с этого юного возраста на его плечи легла огромная ответственность. Неудивительно, что Нерра вошел в историю как неутомимый завоеватель. Практически всю жизнь он провел в войнах и боевых походах, постепенно расширяя свои владения, за счет соседей - графов де Блуа.
читать дальше